Официальная страница

Главная Новости Прокуратора Красноперекопского района Ярославля о противодействии коррупции

Прокуратора Красноперекопского района Ярославля о противодействии коррупции

Противодействие и преодоление коррупции - стратегическая задача нашей страны. Ее решение способствует успешному социально-экономическому развитию, укреплению государства и правопорядка. Многое делается в этом направлении в современной России - разработаны программы антикоррупционной деятельности, приняты новые законодательные акты и внесены изменения в действующее законодательство, активизировали работу государственные и муниципальные органы.


Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за совершение коррупционных преступлений. Среди них наиболее распространенным и опасным является взяточничество. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.
 Уголовная ответственность за взяточничество (получение и дача взятки) предусмотрена статьями 290 и 291 Уголовного кодекса Российской Федерации.
 Получение взятки – это получение должностным лицом, лично или через посредника денег, либо иных имущественных благ за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
 Санкцией статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрены ряд наказаний за получение взятки от штрафа в размере до одного миллиона рублей до лишения свободы на срок до 3 лет.
 При этом, наказание ужесточается при наличии квалифицирующих признаков, таких как получение взятки в значительном размере, получение взятки за незаконные действия (бездействие), получение взятки чиновниками, занимающими государственные должности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, либо получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, с вымогательством взятки, либо в крупном или особо крупном размере (более одного миллиона рублей).
 За совершение таких деяний может быть назначено более строгое наказание вплоть до лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
 Суровое наказание предусмотрено законодателем и для взяткодателя.
 Дача взятки должностному лицу лично или через посредника карается наказанием от штрафа в размере до пятисот тысяч рублей до лишения свободы на срок до двух лет.
 При наличии квалифицирующих признаков: дача взятки в значительном размере, за совершение незаконных действий (бездействие), группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в крупном размере либо в особо крупном размере наказание ужесточается вплоть до лишения свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
 Уголовно наказуемо и посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, а также обещание или предложение посредничества во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ).
 Необходимо отметить, что в соответствии с примечаниями к статьям 291 и 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, лицо, давшее взятку либо являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
 Отдельным видом коррупционной деятельности является коммерческий подкуп, уголовная ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 204 Уголовного кодекса Российской Федерации.
 По своей правовой сути коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) очень похож на получение (ст. 290 УК РФ) и дачу взятки (ст. 291 УК РФ).
Разница в том, что статьи о взяточничестве направлены на привлечение к уголовной ответственности коррумпированных должностных лиц государственных и административных органов, а коммерческий подкуп подразумевает по сути ту же взятку, только в коммерческой среде.
В соответствии со ст. 204 Уголовного кодекса Российской Федерации под коммерческим подкупом понимается  незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц.
Уголовным кодексом за совершение этого преступления предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от десятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа, а также лишение свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа.
Кроме того, Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность юридических лиц за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ), которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до стократной суммы, незаконно переданной от имени юридического лица с целью подкупа.
Коммерческим подкупом является ситуация, когда должностные лица коммерческой организации получают незаконное денежное вознаграждение за заключение договора с иным юридическим лицом (например, договора на оказание услуг, договора поставки определенного вида продукции и др.)
Так, в качестве примера можно привести ситуацию, когда должностное лицо было привлечено к уголовной ответственности в виде штрафа в размере 1,5 млн.рублей с лишением права заниматься деятельностью, связанной с исполнением организационно-распорядительных функций, за получение 20 тыс.рублей, переданных ему  в качестве вознаграждения за заключение договора на техническое и аварийное обслуживания.
Правоохранительными органами осуществляется деятельность  по реализации комплекса мер, направленных на выявление, раскрытие и расследование преступлений, связанных с фактами взяточничества и коммерческого подкупа: организуется работа оперативно-розыскных подразделений по выявлению и пресечению преступлений данного вида; осуществляется работа правоохранительных органов по документированию преступлений, установлению роли должностных лиц, причастных к совершению преступления. Прокуратурой осуществляется деятельность, направленная на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по выявлению и пресечению взяточничества

Разъяснение подготовила старший помощник прокурора Красноперекопского района Калинина Екатерина Аркадьевна
 

03 декабря 2018 г.